Читать эти работы невероятно интересно, местами трудно, горько, но всегда необходимо, поскольку такие книги — это своего рода лекарства от беспамятства и забвения. Когда не хватает настоящего (без фильтров и шума поп-музыки), то самое лучшее, что можно сделать — это соприкоснуться с историями людей того поколения и услышать в них мелодию сердца и доброты. Да, поколения меняются, но ориентир, как и правда, всегда один, и он кроется в простом — в честности перед собой, в любви и принятии и, без сомнений, в уважении. Мемуары — яркий показатель проявления авторами уважения ко всем встретившимся им на пути людям, а, значит, и к себе. Помня, мы сохраняем, а сохраняя — мы не допускаем ошибок, растём и меняем.
Олег Дорман «Подстрочник. Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана»
Лилианна Лунгина — прославленная переводчица многих известных произведений: «Малыша и Карлсона» и «Пеппи Длинныйчулок» Астрид Линдгрен, романов Ажара, Виана, Бёлл, Гамсуна. Ее жизнь сама по себе захватывающий роман, в котором было всё — довоенное детство во Франции, в Палестине и Германии, а затем возвращение в СССР в начале тридцатых. Ее история — прямое отражение XX века: быта, политической и социокультурной жизни общества. Здесь точность в описании событий сочетается с честностью и душевностью рассказа Лилианны Лунгиной о себе и выдающихся людях, которые повстречались ей на пути.
Лора Беленкина «Окнами на Сретенку»
Автор книги родилась в Берлине в 1923 году в семье еврея и немки и до переезда в Москву в 1930 году ее родным языком был немецкий. Смена школ, скитания по коммуналкам, гибель отца, а затем невозможность устроиться на работу из-за своей национальности, и несмотря на все это — упорство и вера в лучшее. Лора бережно и с большим вниманием к незначительным деталям будто бы достаёт из шкатулки все то, что ей было дорого на протяжении жизни. По крупицам сказанных слов, увиденных лиц и мест, прожитых мгновений, она создаёт свою линию жизни. Ее рассказ — точный отпечаток ушедшей эпохи, и поэтому создаётся эффект присутствия. Автору веришь с первых прочитанных слов, сочувствуешь и сопереживаешь. И ещё словно проживаешь вместе с ней все драматические и радостные события XX века.
Михаил Герман «Воспоминания о XX веке» (обе части)
Книга М. Германа — это сокровище и настоящая находка для тех, кому важно не только субъективное повествование с оттенком эмоций, но и широкий культурный контекст. Талантливый искусствовед и писатель очень тонко, иронично, честно и последовательно написал о целой эпохе и о своём месте в ней. Такую книгу хочется читать часами без остановки, наслаждаясь каждым словом, поскольку изящество и простота слога — это ещё одно ее достоинство. Его мемуары похожи на самоанализ, настолько открыто и без капли лукавства автор рассказал о своём XX веке. Во время чтения постепенно приходит осознание, что значит жить искусством и находить смысл в том, что постоянно подвергается сомнению обществом, что значит радоваться и в то же время бояться, когда «выпускали» заграницу в 1960-х.
После прочтения книги складывается цельное понимание, как жила русская интеллигенция с иными складом ума и ценностями во времена абсурдности и жесткости советской власти. Михаилу Герману подвластно могущественное русское Слово. Сквозь его рассказ глубоко ощущается важная мысль, что сила — в памяти.
Лариса Миллер «А у нас во дворе»
Автор книги — поэт, прозаик, эссеист. Она родилась в Москве в 1940 году, и поэтому ее книга наполнена Москвой и московским. В ней — первая любовь и предательство, переживания и счастливые моменты юности, и главное — ее путь к поэзии. Лариса Миллер талантливо и легко «воссоздаёт» краски эпохи с помощью сохранившихся в памяти фраз, музыки, ароматов. Замечательные стихи автора наполняют прозу душевной теплотой, светом любви и искренности.
Елена Якович «Дочь философа Шпета в фильме Елены Якович»
Режиссер Елена Якович создала книгу по своему фильму «Дочь философа Шпета» и тридцатичасовой записи бесед с 96-летней Мариной Густавовной Шторх. Поразительная память дочери известного русского философа Густава Шпета и ее объемный архив писем и фотографий во всей полноте раскрывают важнейшую часть истории ХХ века. Когда-то, в 1920-ых годах, имея возможно последний шанс, Густав Шпет отказался покинуть свою родину и в 1937 году был арестован и расстрелян. Его дочь, пережившая ужасы того времени, вспоминает своего отца как необыкновенного собеседника и талантливого мыслителя, в круг общения которого входили Андрей Белый, Москвин, Щусев и другие выдающиеся представители интеллигенции. Марина Густавовна — человек другого поколения, которое целенаправленно «уничтожилось» в буквальном и переносном смысле. И от этого ее слова хочется сохранить в памяти как можно дольше, ведь они передают мудрость и человечность удивительно сильной женщины.
Мемуары — истории о личном, сложном: о потерях, преодолениях, ценностях и обесценивании. Но самое удивительное то, что, несмотря на всю жёсткость и жестокость эпохи, люди сохраняли веру и надежду, искренне дружили, любили. Они слушали и слышали других, и поэтому находили счастье в том, что сегодня часто не воспринимается серьёзным. Не в материальном и бытовом, а в мгновениях и проявлениях жизни. В улыбке любимых, в честных разговорах, в солнечном дне и помощи другу. Ведь кто, как не они — поколение, пережившее репрессии и войну, — знают цену жизни.
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО